За свою многовековую историю Белёв в
силу сложившихся исторических
обстоятельств многократно оказывался
в центре тех или иных событий, и в том
числе - военных действий. Это привело к
невосполнимым утратам многих
архитектурных памятников. "Черное
дело" довершали пожары, в огне
которых также погибали исторические
здания и сооружения. Общую картину
разрушений "дописал" XX век, с его
войнами и атеистами-интернационалистами,
которые с патологическим
удовольствием уничтожали русскую
старину.
И всё же многое в Белёве уцелело. Пусть
в полуразрушенном виде, но уцелело. Это
и монастыри, и отдельные церкви, и
городская постройка XVIII-XIX
веков.
Под
охраной государства , в последние три
десятилетия, находится более 100 зданий,
представляющих историко-архитектурную
ценность. Административно-хозяйственным
центром остается ул. Карла Маркса с
двумя площадями. Улицы Пионерская,
Октябрьская, Советская, Софьи
Перовской, застроены жилыми домами XVIII-XIX веков, являющихся
памятниками русского
градостроительства.
В старой части города находятся
Спасо-Преображенский и
Крестовоздвиженский монастыри. Они
включены в музейно-заповедную зону.
Спасо-Преображенский монастырь. Фото
1912 года. |
Спасо-Преображенский монастырь - один
из старейших на русской земле. Он
возведен в 1460 году на месте древнего
городища. В "Описании города Белёва и
Белёвского уезда 1792 года" можно
прочитать: "Мужской монастырь Спаса
Преображения Господня; огражден
девятиугольной с семи сторон каменной
стеною с двумя воротами; в нем четыре
церкви каменные: 1) Соборная Спаса
Преображения с приделом Архангела
Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой
Богородицы с приделом трех Святителей
Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста; 3) Иоанна Предтечи; 4)
надвратная Алексея Митрополита. Келий
каменных четыре, деревянных десять".
Собор
Спаса Преображения Господня. 1683-1686
гг. |
Надвратная
церковь Алексея Митрополита. 1695-1697
гг. |
Другой монастырь Белёва - женский
Крестовоздвиженский, основанный в 1625
году. В том же документе читаем: "Монастырь
Крестовоздвиженский огражден
десятиугольною каменною стеною с
одними воротами. В нем каменная церковь
Воздвижения креста Господня с приделом
Николая Чудотвоорца. Келий деревянных
двенадцать".
И далее указывается, что в городе
Белёве "приходских церквей 12, в том
числе каменных восемь, деревянных
четыре.
Всего в городе и предместье: дворов 1076.
Душ мужского пола 2574, женского - 2570".
Крестовоздвиженская
колокольня.
Начало
XIX века.
Нельзя здесь не сказать и о третьем
монастыре, расположенном у села Жабынь в 7
километрах от Белёва, который в последние
годы стал известен не только в Белёвском
районе, но и далеко за его пределами. Это
Свято-Введенская Жабынская Макариевская
пустынь. Основана она была в 1585 году
преподобным Макарием, который и стал
первым настоятелем монастыря.
Родился
Макарий Жабынский при Иване Грозном в 1539
году. Еще в ранней молодости он был
удостоен священного сана. Стал первым
игуменом Жабынской обители и чудотворцем.
Белевские старики бережно хранят сказания
и легенды о св. Макарии Жабынском и
передают их внукам. Вот одна из них о
появлении в монастыре чудотворного
источника:
«Как-то Макарий, выбирая
подходящие деревья для постройки храма,
углубился в лес и наткнулся на ляха. Тот,
видимо, отбился от своих, заплутал,
изголодался. Он уже не мог даже говорить, а
лишь пищал по-птичьи, пить просил. Макарий
его сразу узнал. Это был один из тех
разбойников, что разграбили и сожгли
Жабынскую обитель. Что сделал бы любой на
месте Макария? Схватился за дубинку… Но
инок крепко помнил заповедь Божию: возлюби
врага своего. Как это трудно, Господи!
Макарий переборол ненависть к врагу и стал
молиться за спасение его души и просил
Отца Небесного напоить жаждущего.
И вдруг рука русского инока сама собой
поднялась, ударила в землю корявым посохом…
и пробился студенный ключ! Сначала это
была небольшая ямка с мутной водой, но
Макарий расширил ее, разодрал пальцами
дерн, и заструилась вода - живительная,
целебная… А спасенный поляк, пораженный
чудом явления источника, впоследствии
принял православную веру и остался жить на
Руси». История эта дошла до нас со слов
смоленского помещика-однодворца Ляхова,
доводившегося праправнуком тому самому
поляку.
Простить
своего врага, когда он слаб и немощен -
великий духовный подвиг! И способны на
него только чистые души. А студеный ключ и
по сей день бьет из земли, поит живительной
влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к
нему. Вода этого источника и
чистосердечная молитва св. Макарию многих
исцелила от болезней.
В
1623 году игумен Макарий закончил свой
земной путь. После его кончины обитель не
раз закрывалась, горела, иноки ее
расходились по другим монастырям. Но мощи
св. Макария всегда оставались в Жабыни. А
на рубеже XVII-XVIII веков в народе
устанавливается его чествование, как
святого. В это же время была написана икона
- «преподобный Макарий Белевский
Чудотворец». На пожертвования русских
людей в Жабынской обители был возведен
каменный Введенский Макарьевский собор. А
в 1816 году произошло событие поистине
чудесное. В обители на месте обветшавшей
деревянной часовни решили поставить
каменную церковь. Приступили, помолясь, к
делу, стали копать рвы для бута и… обрели
мощи прп. Макария. Нетленные мощи были
перенесены в главный храм обители -
Введенский Макарьевский собор, где они
покоятся и по сей день.
Преподобный
Макарий Белёвский Чудотворец.
Икона
XVIII века. |
В
семидесятые годы XVIII столетия императрица
Екатерина Вторая решает упорядочить
застройку городов российских. Для этого
архитекторы разрабатывают планы застройки
губернских и уездных городов. Для Белёва
генеральный план застройки города был
разработан в 1779 году.
В
середине XIX века этот план был осуществлен
в основных своих положениях: главные улицы
были застроены двухэтажными жилыми домами,
центральные площади – зданиями
общественного назначения, в формировании
малых площадей, которые образовались на
перекрестье основных улиц, учитывались
церкви и колокольни, а на въездах в город
по дорогам на Козельск, Калугу и Болхов
были устроены заставы.
Четырнадцать церквей с колокольнями и
два монастыря определяли силуэт застройки.
Особенно живописно он воспринимался с
противоположного низкого берега Оки.
Панорама города в утренние часы была
необычайно красива – многочисленные
купола сверкали на солнце. На закате же
темные силуэты остроконечной застройки
вырисовывались на пурпурном крае
небосвода. Этот вид вдохновил В.А.Жуковского
и в своей элегии «Вечер» (1806 год) он писал:
«Уж
вечер. Облаков
померкнули края,
Последний луч зари на
башнях умирает,
Последняя в реке блестящая
струя
С потухшим небом
угасает».
Эта прекрасная элегия была
использована великим русским
композитором П.И.Чайковским в знаменитом
женском дуэте оперы «Пиковая дама».
Из зданий XVIII
века нельзя не рассказать о доме № 7 на
Октябрьской улице. В начале XIX века здание принадлежало
купцу Дорофееву и было лучшим в Белёве. В
нем в 1825 году остановилась и через
несколько дней умерла вдова императора
Александра I
Елизавета, возвращавшаяся в Петербург из
Таганрога после смерти мужа. Царское
правительство в январе 1827 года выкупило
дом у владельцев за 60 тыс.рублей и
организовало в нем Вдовий дом – приют-богадельню
на 24 места для вдов разных сословий. Первое
время этот дом находился в ведении
Тульского приказа общественного
призрения, а с января 1845 года был передан
под покровительство императрицы.
Императрица
Елизавета Алексеевна
Интересен и угловой дом на площади
Революции. В ресторане, который в нем
располагался, отобедал А.С.Пушкин,
проезжавший через Белёв в 1829 году, о чем он
вспоминал в своем «Путешествии в Арзрум».
Бродя по улицам Белёва, не раз
невольно останавливаешься перед
обывательскими домами и домиками, не
утратившими до наших дней скромной
красоты и привлекательности. Строили их не
заезжие столичные знаменитости, а простые
каменщики и плотники, безупречно знавшие
свое мастерство и стремившимися сделать
красивым всё, что создавали их руки. Такую
же картину можно увидеть во многих
старинных русских городах.
Каким же разительным констрастом этому
выглядят чудовищно уродливые небоскребы с
нелепыми башенками, понастроенные в
Москве в последнее десятилетие заезжими
гастарбайтерами из «ближнего зарубежья» и
навсегда испортившими архитектурное
своеобразие Москвы, превратив ее в
заурядный полузападный город.
А если учитывать, что для строительства
этих коробок сносятся под разными
предлогами старинные здания, имеющие
историческую ценность (за последние 10 лет
таких зданий снесено более 600), то
становится понятным, во что превратится
столица при таком подходе к строительству.
Не миновала подобная участь и Белёва. В послевоенные годы город
интенсивно восстанавливался. Но, как ни
печально, именно в эти годы он утратил
большое количество церквей и колоколен,
что значительно обеднило силуэт застройки
города. А после постройки нескольких
пятиэтажных зданий по соседству с
исторической застройкой, пейзаж, который с
восхищением воспринимался с
противоположного берега Оки при подъезде
к городу, был «убит» этими зданиями.
Архитектурные памятники ныне
прозябают в запустении. Уныние и ощущение
обреченности наводит зрелище так
называемых реставрационных работ, которые
«ведутся» десятилетиями. А сейчас в период
пресловутых «реформ» вообще ставится
вопрос о выживаемости малых городов, или
по методу московских властей начнут
просто сносить архитектурные памятники, а
вместо них строить уродливые жилые дома,
которые продадут затем за огромные деньги.
Кому сейчас, в период «рыночных отношений»
нужны какие-то старинные домики?
И несмотря на то, что постановлением Госстроя РСФСР и
Министерства культуры РСФСР от 31 июля 1970
года Белёв причислен к историческим
городам, имеющим ценные градостроительные
ансамбли, для их сохранения практически
ничего не делается.
Глядя на эту удручающую картину,
становится еще обиднее от того, что
русская глубинка заслуживает лучшей
участи. Один только Белёв дал стране
немало выдающихся представителей русской
культуры.
В селе Мишенском недалеко от
Белёва в 1783 году родился великий русский
поэт Василий Андреевич Жуковский. Здесь
прошли его детские и юношеские годы. После
учения в Туле и Москве Жуковский в 1802 году
возвращается в Мишенское и живет там с
небольшими перерывами до 1815 года. В 1804 году
он построил в Белёве свой дом на Ершовской
улице и поселился в нем с матерью. В 1815 году
он покидает город и уезжает в Петербург.
В 8 километрах от села Мишенского
расположена деревня Долбино – родина
известного собирателя русских народных
песен Петра Васильевича Киреевского
(1808-1856). Киреевский путешествовал по
русским селам и деревням с палкой в руках и
с котомкой за плечами вдали от больших
дорог, там где русское песенно-поэтическое
творчество сохранилось ярче и самобытнее.
Собирая песни, он также изучал народный
быт и нравы. Результатом его труда явилось
многотомное издание – «Песни собранные П.В.Киреевским»
(изд.1860-1874 гг.), получившее большую
известность не только в России, но и за
границей.
Жил около Белёва в селе Петрищеве и
декабрист Гавриил Степанович Батеньков
(1793-1863). Офицер, участник Отечественной
войны 1812 года, впоследствии талантливый
инженер, внесший ряд интересных
предложений по освоению Сибири,
строительству дорог вокруг озера Байкал,
укреплению берегов реки Ангары.
В Белёвском уезде жил еще один
декабрист Алексей Иванович Черкасов
(1794-1855).
В деревне Даргомыжке Белёвского уезда
родился великий русский композитор
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869),
автор опер «Русалка», «Каменный гость»,
множества прекрасных романсов.
Деревня
Темрянь в 7 километрах от Белёва – родина
первого исследователя Тульского края,
писателя и переводчика конца XVIII-начала
XIX века Василия Алексеевича
Левшина (1746-1826). Основное его сочинение – «Русские
сказки, содержащие древнейшие
повествования о славных богатырях, сказки
народные и прочие, оставшиеся через
пересказывания в памяти приключения». Им
же было написано «Историческое,
статистическое и каморальное описание
Тульской губернии» и многие другие
произведения.
Белёв дал миру и других знаменитых
людей. Здесь родились и жили: Пантелеймон
Сергеевич Романов – известный русский
писатель; Петр Васильевич Анфилов –
известный художник; знаменитый советский
писатель Сергей Петрович Бородин;
поэтесса Зинаида Николаевна Гиппиус, жена
писателя Д.Мережковского; полярный
исследователь Семен Иванович Челюскин;
знаменитый советский артист Игорь
Владимирович Ильинский и многие другие.
Нельзя не упомянуть и о еще
одной достопримечательности Белёва –
художественно-краеведческом музее. Он был
создан сыном великого русского поэта В.А.Жуковского
Павлом Васильевичем Жуковским.
О его жизни можно написать не одну
книгу. Он родился 7 января 1845 года. В то
время его отцу было уже 58 лет. С раннего
детства у него проявилось необыкновенное
пристрастие к рисованию.
Образование Павел Васильевич получал
в Германии, Москве, Петербурге и Италии.
Получив прекрасное образование в области
живописи, он быстро вошел в число видных
русских художников. Дружба с И.Е.Репиным, К.А.Савицким,
В.Д.Поленовым, К.Е.Маковским и другими
великими русскими художниками только
способствовала развитию его таланта. Он
был в прекрасных отношениях с немецким
композитором Рихардом Вагнером. Для
постановки его оперы «Парсифаль» он
написал декорации и нарисовал эскизы
костюмов.
В 1893 году Павел Васильевич был избран
действительным членом Академии художеств.
В эти же годы он проводит большую работу по
организации Русского музея в Петербурге.
В 1910 году он приезжает в Белёв и
предлагает местной управе организовать
краеведческий музей. Предложение было
принято, и этот музей стал работать с 1
сентября 1910 года. Павел Васильевич подарил
музею 33 картины, ранее хранившиеся в
Русском музее. В 1912 году он скончался, и
собрание Белёвского земства постановило
присвоить музею имя художника-академика П.В.Жуковского.
Белёвский музей активно пополнялся
экспонатами. Если при открытии он имел 994
экспоната, то уже в 1913 году – 5656.
Библиотека музея насчитывала тогда же 1646
книг.
В годы войны музей, созданный П.В.Жуковским,
был полностью разграблен и сожжен. В 1960
году местным энтузиастом И.И.Петраковым
был организован сегодняшний музей. С 1966
года музей возглавлял Н.Д.Жиляев, а в
настоящее время – В.Я.Греков.
И ещё один интересный эпизод истории
Белёва. Петроградский художник
Тимофей Ильич Катуркин был послан 18 марта
1917 года Академией художеств в Белёв в
научную командировку сроком на 1 год. Он
пробыл в ней 6 лет.
В июне 1918 года Катуркин назначается
председателем белевского пролеткульта. Он
создает в Белёве Дворец искусств в составе
4-х студий. Одной из студий –
художественной – он руководил сам. В
студии занималось 22 студента, среди
которых была Надежда Петровна Ходасевич,
которая впоследствии стала известной
французской художницей Надей Леже. Она
подарила уже позже, в семидесятые годы
Белёвскому художественно-краеведческому
музею коллекцию копий картин великих
художников мира, выполненных маслом с
максимальной точностью. Так она
отблагодарила город, который приютил ее,
бывшую беженку из Белоруссии. Ее первый
учитель Катуркин работал в Белёве до 1924
года, а затем - более тридцати лет в
Ленинграде и Москве. Он написал несколько
книг и учебников, подготовил сотни
специалистов в области живописи и
скончался в Москве в 1957 году. Похоронили
его на кладбище Донского монастыря.
Интересно, что Надежда Петровна Ходасевич
училась в Белёве в одном классе с будущей
женой Петрова Петра Ивановича - Евдокией
Михайловной. Затем Надежда Петровна
уехала во Францию, вышла замуж за
знаменитого французского художника
Фернана Леже. Вновь одноклассницы
увиделись почти через пятьдесят лет в
Москве.
Говоря о памятниках архитектуры Белёва,
нельзя обойти вниманием и генеральный
план развития города, разработанный в
1971-1975 гг. и утвержденный Тульским
облисполкомом в 1976 году. Воспринимавшийся
вполне реальным 25 лет назад, сейчас он
выглядит, как произведение научно-фантастического
жанра. Однако, этот генеральный план
настолько интересен, что мы в ближайшее
время подробно о нем расскажем на
страницах нашего сайта. Более того, -
посвятим ему отдельный раздел. А пока
отметим только одно: при реализации этого
плана к 2000 году численность населения
Белёва должна была возрасти почти в 2 раза
по сравнению с 1970 годом, а город стал бы
таким туристическим центром, как Суздаль,
Ростов Великий или Углич.
Безжалостная судьба распорядилась по-иному...
|