ЖИЗНЬ: учеба и работа

 

     Долго, однако, в Саратове поработать не удалось. Уже в 1930 году руководство дороги принимает решение о направлении Петрова П.И. на учебу в Ленинград в институт инженеров путей сообщения (позднее он преобразовался в Институт инженеров железнодорожного транспорта) - один из лучших в то время высших учебных заведений страны. Он заканчивает его за два с половиной года, получив специальность инженер-механика путей сообщения, и, единственный из всего потока, направляется в аспирантуру этого института.

     К научной работе приступить тогда Петров П.И. не смог. Приказом Наркома путей сообщения СССР Андреева А.А. в 1932 году он был послан в Хабаровск на Уссурийскую железную дорогу, где был назначен начальником отдела тяговых обустройств дороги. Ему было дано специальное поручение по разработке технических мероприятий на пропуск 24 пар грузовых поездов в сутки на всем протяжении этой дороги. Сейчас, спустя 70 лет, мало кто представляет, какое значение имели в те годы железные дороги для обеспечения обороноспособности страны. А тогда, в условиях захватнических устремлений императорской Японии, оккупировавших в 1931-1932 гг. Маньчжурию и образовавших "государство" Маньчжоу-го, бесперебойное функционирование Уссурийской железной дороги было для Советского Союза жизненно важным вопросом. Последующие годы показали, насколько было дальновидным руководство страны, задолго до военных событий на Дальнем Востоке успевшее реконструировать дорогу. Разгрому японской армии на реке Халхин-Гол в 1939 году и победе над Японией в августе 1945 года способствовала четкая работа Уссурийской железной дороги, реконструкция которой была осуществлена по проекту Петрова П.И. 

    Закончив работу по реконструкции железной дороги, он в 1933 году назначается директором паровозоремонтного завода в Улан-Удэ. Менее, чем за год он проводит перевооружение этого некогда отсталого предприятия. На этом заводе впоследствии будут отремонтированы сотни паровозов, участвующих в военных действиях.

     Уже в конце 1933 года он получает ответственное задание - реконструировать Пролетарский паровозоремонтный завод в Ленинграде и организовать на нем поточный ремонт паровозов. Он назначается начальником управления этого завода по вопросам строительных и специальных монтажных работ. После генеральной реконструкции завода он занимал должности начальника механического цеха, начальника паровозосборочного цеха и начальника производственного управления завода. Петр Иванович проработал в Ленинграде почти четыре года. Вклад его в развитие этого предприятия поистине огромен. И если бы в те годы о его работе широко писали в прессе, многие бы вспомнили его добрым словом в 1941 году при эвакуации жителей Ленинграда и его предприятий. Паровозоремонтный завод работал, как часы.

      И хотя в 1936 году все предприятия Народного комиссариата путей сообщения являлись секретными военными объектами, руководство наркомата нашло возможность в газете "Ленинградская правда" опубликовать статью о Петре Ивановиче. В те годы такие публикации были великой редкостью и являлись высшей формой поощрения работника.

     

Статья в газете "Ленинградская правда" о П.И.Петрове

 (1936 год)

ПРОЧИТАТЬ  СТАТЬЮ

 

 

     А работа не стояла на месте. В те суровые годы каждый потерянный день мог обернуться трагедией для страны, что собственно и произошло в начале войны. В 1937 году в самый разгар чисток, из НКПС позвонили Петрову и сказали, что он назначен заместителем директора - главным инженером Муромского паровозоремонтного завода. Завод этот располагался в древнем русском городе Владимирской области. Задача руководством наркомата ставилась все та же - реконструкция завода, исходя из возможной военной опасности. И опять менее года понадобилось Петрову, чтобы решить эту задачу.

     В Наркомате путей сообщения принимается решение о переводе Петрова П.И. в центральный аппарат комиссариата в Москву. Так в 1938 году он становится начальником технического отдела НКПС по ремонту подвижного состава. И если раньше он отвечал за развитие какого-либо отдельного предприятия, то теперь - за развитие всех паровозо- и вагоноремонтных заводов страны.

    В том же году по указанию И.В.Сталина начали разрабатывать мобилизационный план СССР на случай возможной войны. И хотя политики демонстрировали готовность к сотрудничеству и даже вели переговоры о подписании пакта о ненападении с Германией, в обстановке особой секретности велась работа над мобилизационным планом. Очень немногие люди знали тогда, что в случае нападения Германии на СССР правительство страны, Центральный комитет партии и многие другие учреждения будут эвакуированы в город Куйбышев (ныне - Самара), и функционировать они в условиях военного времени там должны будут так же четко, как и в Москве.

 

Служебное удостоверение сотрудника Народного комиссариата путей сообщения СССР Петрова П.И. (1940 год)

 

     После утверждения мобилизационного плана в 1939 году Петр Иванович назначается начальником треста (главного управления) паровозных и вагонных заводов НКПС, который сразу начал работать в Куйбышеве. Многое из того, что тогда делалось в этом направлении, до сих пор находится в закрытых архивах и не потеряло своей актуальности до наших дней. Вот насколько наши железнодорожники опережали свое время. Именно в те годы состоялось знакомство Петрова П.И. с наркомом легкой промышленности, будущим Председателем Совета Министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным, под чьим руководством он проработал после войны почти 20 лет.

     Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в июне 1941 года, нарушает мирную жизнь страны. Петрова П.И. немедленно отзывают в Москву и назначают заместителем начальника Центрального треста паровозоремонтных заводов НКПС. 

    Руководство страны принимает решение о демонтаже предприятий в западных районах страны, перевозе их на Урал и в Сибирь, и организации производства на новых местах. Работу эта была проведена в рекордные, немыслимые сроки. Глядя сейчас на разоренные демократами заводы, уничтоженные целые отрасли народного хозяйства, трудно поверить, в выполнимость этой задачи в те годы. Буквально "из под носа" наступающей немецкой армии были вывезены тысячи промышленных предприятий, которые уже через несколько месяцев под лозунгом "Всё для фронта, всё для победы!" начали выпускать военную продукцию. Для осуществления эвакуации потребовалось 1,5 миллиона грузовых вагонов. 

     Таким образом, главнейшую роль в эвакуации заводов и фабрик сыграла железная дорога. И та подготовка предприятий НКПС к подобному развитию событий, которая осуществлялась с 1932 года, явилась решающим фактором, способствовавшим нашей Победе в 1945 году.

    А тогда, в 1941 году, работая по 18-20 часов в сутки,  зачастую не выходя неделями из своего служебного кабинета, выезжая в многочисленные командировки в прифронтовые области и в восточные районы страны, Петров П.И., как и миллионы его сограждан, закладывали фундамент нашей победы в войне. В том же году пропадает без вести его старший брат Михаил Иванович.

     В 1942 году Петр Иванович получает страшное известие: его родной брат Николай, который работал, так же, как и он в свое время, машинистом паровоза, ведя состав с раненными, попадает под атаку немецких бомбардировщиков и погибает от осколков бомб. Ему было всего 34 года. У Николая осталась совершенно одна 10-летняя дочь Лариса, поскольку его жена и другая дочь умерли еще до войны. Петр Иванович удочеряет племянницу, и она долгие годы жила в его семье. В настоящее время Лариса Николаевна Сергиевская проживает попеременно в Калуге и Белёве.

     В 1943 году он назначается главным инженером треста по мобилизационным ресурсам НКПС, а в 1944 году - начальником этого треста (главного управления). Ему присваивается звание полковник-инженер. В годы войны это управление было одним из самых важнейших в системе Народного комиссариата путей сообщения. В этой должности Петр Иванович и встретил нашу Победу. Его вклад в победу был отмечен боевым орденом Красной Звезды.     

 

Петров П.И. в Кремле после награждения орденом Красной Звезды (1945 год)(в верхнем ряду четвертый справа).

Во втором ряду в центре Председатель Президиума Верховного Совета СССР О.В.Куусинен.

 

 

      Окончилась война. Самой неотложной задачей перед страной стало восстановление разрушенного народного хозяйства. Учитывая масштабы разрушений и гигантские объемы предстоящих работ, Петр Иванович в 1946 году представляет Министру путей сообщения СССР служебную записку о необходимости создания Министерства транспортного машиностроения, которое бы отвечало за выпуск паровозов, вагонов и специальной железнодорожной военной техники. Министр это предложение поддерживает и вносит его на рассмотрение руководителю страны И.В.Сталину. Через несколько дней появляется указ об образовании нового министерства, а инициатор этого предложения - Петров П.И. назначается в аппарат Совета Министров СССР заниматься вопросами транспортного машиностроения. 

    В аппарате Правительства СССР он проработал ровно 30 лет. 


t text texttexty texty text text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text text 

На главную страницу       К оглавлению      Продолжение

Рейтинг@Mail.ru

Copyright (C) 2002. Петр В.Крылов.   All right reserved