ЖИЗНЬ: Совет Министров

 

     Начало работы в Совете Министров было омрачено для Петра Ивановича еще одним печальным событием. В 1946 году он получает из Румынии известие о трагической гибели на 36 году жизни еще одного его родного брата - капитана Советской Армии Петрова Григория Ивановича, активного участника Великой Отечественной войны. Война отняла у Петра Ивановича трех братьев. Из девятерых братьев Петровых в живых осталось всего двое.

     В том же году Петрову П.И. присваивают звание генерал-майора.

     Жизнь, однако, не стояла на месте. В 1946-1948 годах Петров П.И. напряженно решал задачи по восстановлению разрушенного войной железнодорожного транпорта и заводов по его производству и ремонту. В кратчайшие сроки отрасль достигла довоенного уровня развития, а к 1950 году - превзошла его. Здесь особенно следует отметить организацию производства паровозов, вагонов и мощных дизелей на Брянском машиностроительном заводе, которая проводилась с его непосредственным участием. Много раз за годы работы в Совете Министров он приезжал на этот завод, знал его как свои пять пальцев и всегда помогал оставаться в числе лучших советских предприятий. Позже с его помощью здесь было налажено производство лучших в стране маневровых тепловозов и гигантских судовых дизелей, а также специальной техники. Вообще, в отрасли трудно найти завод, который был бы обойден вниманием Петра Ивановича. На его счету реконструкция старейшего предприятия отрасли - Людиновского тепловозостроительного завода (Калужская область), Калужского машиностроительного завода, Калининского вагоностроительного завода, Ленинградского вагоностроительного завода им.Егорова, Ленинградского завода "Русский дизель", Ленинградского производственного объединения "Звезда", Луганского тепловозостроительного завода, Московского тормозного завода и многих других. Полный их перечень занял бы не одну страницу.

   В эти годы напряженной работы в личной жизни Петра Ивановича произошло радостное событие - в начале 1949 года вышла замуж за офицера-фронтовика Крылова Владимира Николаевича его единственная дочь Людмила, и уже в конце того же года у него появляется первый внук Петр, названный так в честь деда. 

 

Петров П.И. с внуком Петром - автором этого сайта

 

     В начале 50-х годов в повестку дня был поставлен вопрос о постепенном переводе подвижного состава с паровозной тяги на тепловозную. И эта труднейшая задача была в короткие сроки решена. Уже к концу того десятилетия паровозы можно было увидеть только в пунктах консервации, где они ждали своего часа на случай возможной новой войны (а президенты США того времени вначале Трумен, а потом Эйзенхауэр активно толкали мир в эту пропасть) или на железных дорогах местного значения. Ускоренными темпами росло производство вагонов всех видов, в первую очередь грузовых.   

    

Служебное удостоверение сотрудника Управления Делами Совета Министров СССР Петрова П.И. (1958 год)

 

 

    В этой связи хочется упомянуть интересный факт из биографии Петра Ивановича. В 1963 году руководство Украинской ССР представляет его с группой специалистов Ворошиловградского (Луганского) тепловозостроительного завода за разработку новейшего магистрального тепловоза и организацию его производства на соискание Ленинской премии. Об этом Петров П.И. узнал из газет, где были опубликованы списки соискателей. И хотя Петр Иванович принимал самое непосредственное участие, как в создании, так и в организации производства этого тепловоза, он, тем не менее, обратился в комитет по Ленинским премиям с просьбой исключить его из списков, поскольку считал свое участие в работе выполнением служебных обязанностей. А ведь сумма Ленинской премии по тем временам была просто астрономической.

      Когда смотришь на нынешних "руководителей", не имеющих и сотой доли знания и опыта Петра Ивановича, и набивающих свои карманы любыми способами, вплоть до самых грязных, начинаешь понимать насколько деградировало наше общество за последние два десятилетия...

    Но корни этой деградации закладывались еще при Хрущеве. Со смертью заместителя Председателя Совета Министров СССР В.Малышева, отвечавшего за вопросы машиностроения, - прекрасного специалиста и руководителя, и умевшего влиять на Хрущева, который не разбирался ни в одном вопросе, поскольку не имел ни какого-либо образования, ни ума, внимание к отрасли было существенно ослаблено. Напрасно Петр Иванович бил тревогу: писал руководству страны служебные записки, поднимал эти вопросы на совещаниях, чуть ли не ежедневно звонил в Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, - интересы руководства сместились в иные сферы. Пошла новая волна разорения деревни: вырубались сады, резался скот. Люди уезжали в город, находили себе работу, а село приходило в упадок. Опять стали сносить церкви и толпы безумных "атеистов" начали активно бороться с православием. Стали сеять повсеместно кукурузу, вплоть чуть ли не Северном полюсе. Сделали роскошные подарки: Украине в виде Крымской области, а Казахстану - огромных площадей исконно русских земель. Уволили из рядов Советской Армии 1,2 миллиона офицеров-фронтовиков, причем наиболее опытных. А потом в законодательном порядке объявили коммунизм к 1980 году. Все остальные отрасли народного хозяйства стали испытывать затруднения в своем развитии, в ряде из них положение стало угрожающим. Более дурака у власти терпеть было нельзя, и осенью 1964 года Совет Министров СССР возглавляет один из самых талантливых и умных руководителей страны  Алексей Николаевич Косыгин. Именно благодаря ему удалось спасти экономику страны от полного краха.

     До наступления этих крутых перемен, в жизни Петра Ивановича произошло еще два события. В 1955 году у его дочери Людмила рождается еще один сын Андрей. А в 1961 году умирает его мать Елизавета Григорьевна, прожив 87 лет, причем последние 8 лет жизни она была полностью парализована...

   

Петр Иванович Петров, его мать Елизавета Григорьевна

и жена Евдокия Михайловна (1960 год)

 

      

     За то время, пока руководство развлекалось с кукурузой, производство грузовых вагонов упало до критической черты. Очень мало было цистерн, думпкаров, зерновозов, рефрижераторов. Не хватало крытых вагонов, полувагонов и много другого. Косыгин А.Н. поручает своему заместителю по вопросам машиностроения Новикову В.Н. совместно с группой референтов, возглавляемых Петровым П.И., подготовить проект постановления о развитии производства грузовых вагонов и обеспечить увеличение их выпуска. Этот важнейший документ был подготовлен Петром Ивановичем в самые короткие сроки и в виде постановления Совета Министров СССР подписан А.Н.Косыгиным. Практический итог этой работы был таков. Если к 1970 году выпуск грузовых вагонов в СССР составлял 40 тыс.штук в год, то уже в 1972 году - 73 тыс.штук. Как же надо было хорошо знать отрасль и возможности экономической системы страны, чтобы получить такой результат!

    Интересно отметить и такой факт. Когда А.Н. Косыгин начал в 1964 году возрождение отечественной промышленности, Петр Иванович почувствовал необходимость повышения своих знаний в экономической области с учетом именно того нового, что происходило в народном хозяйстве. Он добивается направления на Высшие экономические курсы при Госплане СССР, которые с отличием оканчивает в 1968 году. И это в 66 лет!

    Возвращаясь к производству грузовых вагонов, хотелось бы подчеркнуть, что за это достижение опять была инициирована попытка включить Петрова П.И. в число соискателей премии, на этот раз Государственной. И снова он направляет письмо в Комитет по Ленинским и Государственным премиям с отказом. Однако от Ордена Трудового Красного Знамени, которым он был награжден по личному указанию А.Н.Косыгина, он отказаться не смог. Это награждение было приурочено к его 70-летнему юбилею. Тогда же коллегия Министерства путей сообщения СССР присваивает ему звание "Почетный железнодорожник". Не забыли его и земляки-белёвцы. Учитывая его особые заслуги перед городом и в связи с 70-летием со дня рождения Петру Ивановичу было присвоено звание "Почетный гражданин города Белёва". За 850 лет существования города Белёва это звание получили всего три человека.

 

Диплом о присвоении Петрову П.И. звания "Почетный гражданин города Белёва" (1972 год)

 

Почетные граждане города Белёва А.Г.Котиков, И.А.Еропкин и П.И.Петров после вручения почетных дипломов, лент и ключей от города (1972 год)

 

 

     Отношение к родному городу у Петрова П.И. всегда было настолько ярко выраженным, что комментировать его вроде бы и не нужно. Достаточно сказать, что с 1946 года до последних дней своей жизни Петр Иванович ни разу не пользовался льготными путевками в санатории и дома отдыха. Все свои отпуска он проводил в Белёве. Сразу после войны, когда город остался без электричества и централизованного водоснабжения, он с огромным трудом в условиях послевоенной разрухи добился выделения Белёву трех электродвигателей для подстанции. После обращения к нему руководителей города по вопросу организации новых рабочих мест для белёвцев, Петр Иванович решил вопрос о строительстве в Белёве филиала московского тормозного завода. И он был построен. Не его вина, что через пятнадцать лет после смерти недоучившиеся младшие научные сотрудники и оборванцы-инженеры  из заштатных научно-исследовательских заведений, по пьяному велению ставшие в одночасье министрами, разорят страну и практически ликвидируют отечественное машиностроение. Не избежит этой участи и белёвский завод.

     А тогда, в 1972 году, перед Петровым П.И. руководство Совета Министров СССР поставило задачу - подготовить программу развития железнодорожного машиностроения на перспективу. И работа закипела. Достаточно сказать, что только за последующие два года было принято около десятка постановлений и распоряжений правительства на основе подготовленных Петровым П.И. предложений. Разрабатывались новые модели тепловозов, о которых нынешние руководители МПС могут только мечтать. Были изготовлены опытные образцы вагонов для метрополитена и начаты их испытания. Сколько разрабатывалось специальной железнодорожной техники - даже трудно вспомнить! И, конечно, нельзя не упомянуть об уникальной разработке, значение которой еще предстоит оценить. Это программа развития отечественного газотурбостроения. После смерти Петра Ивановича еще несколько лет что-то делалось в этом направлении, а потом, с приходом болтуна-перестройщика, который  отсутствием каких-либо знаний разительно напоминал Хрущева, это перестало интересовать руководство страны. Там уже появились другие кукловоды и преследовались другие интересы.

     Самое любопытное, просматривая предложения о развитии производства газотурбовозов совсем недавно, в 2001 году, мы были поражены, что эти проекты совершенно не утратили своей актуальности и при иной политической и экономической ситуации в стране, могли бы быть реализованы в кратчайшие сроки. Эффект от использования этой техники был поистине огромен. А ведь этот проект готовился 30 лет назад! 

     К 1975 году поручение Правительства было выполнено и Петр Иванович за эту работу награждается вторым орденом Трудового Красного Знамени. 

     Однако, силы человеческие не беспредельны. Петр Иванович почувствовал, что работать в 74 года с той же отдачей, что и раньше уже трудно. И хотя никто из руководства не ставил вопроса о пенсии, именно этот вопрос поставил перед руководством Петр Иванович. В 1976 году он уходит на заслуженный отдых, проработав более 60 лет.    

 

 


 text texttexty texty text text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text texttexty texty text text texty 

На главную страницу       К оглавлению       Продолжение

Рейтинг@Mail.ru

Copyright (C) 2002. Петр В.Крылов.   All right reserved